Строго говоря, к басням собственного сочинения с моралью про животных или людей относятся все произведения этого типа, потому что они написаны профессиональными писателями. Однако в 20 веке в образовательной практике стало популярным задавать школьникам такие творческие работы. В чем их суть и общие характеристики с литературным жанром?
Как менялся формат басни на протяжении веков
Появившись еще в Древней Греции, этот вид произведений быстро приобрел популярность. Определяющими чертами его стали аллегоричность и наличие нравоучения. Авторы свободны в выборе стиля, они могут создавать прозаические, как Лафонтен во Франции, или поэтические тексты, как И. А. Крылов в России.
Можно сказать, что с течением времени видоизменялась идейная нагрузка: если древнегреческий Эзоп обращал взоры своих слушателей на нравственные пороки или недостатки своих современников, то в более поздних творениях к этому прибавились и политические, и исторические темы. Так, Крылов иносказательно изображал события войны 1812 года («Волк на псарне») или заседания Государственного Совета («Лебедь, Рак и Щука»). Поднимая социальные проблемы, писатели привлекали внимание правящей верхушки к жизни страны и народа. Именно в этом состоит цель и назначение басни.
Басня собственного сочинения с моралью
Учащиеся, получая задание создать басню самосочиненную с моралью, нередко оказываются в растерянности. Есть несколько способов написать индивидуально авторское сочинение такого типа.
Во-первых, не требуется стихотворного текста — достаточно составить небольшой рассказ на основе басенной морали. Позаимствовать ее можно не только у великих баснописцев, русские и иностранные пословицы тоже заключают в себе поучение, например:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
- Семь раз отмерь — один раз отрежь.
- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Выбирая мораль для басни собственного сочинения из различных афоризмов, задумайтесь об их смысле (например, «Друзья познаются в беде» означает: если человек рядом с тобой, когда ты богат и успешен, а при твоих неудачах он тебе не помогает и отворачивается — это не называется дружбой). И придумайте подходящую историю с таким сюжетом.
Обратите внимание на басни про школу с моралью — подростки каждый день встречаются и с проявлениями верности и взаимопомощи, и с предательством, и с легкомыслием, и с ленью или трудолюбием.
Во-вторых, аллегория часто выражается в образах животных. В классических баснях создатели подбирали героев с учетом их главных качеств (хитрость — у лисы, трусливость — у зайца, глупость — у свиньи, смелость — у льва и т.д.) Если вы сообразите, какие животные или птицы могли бы символизировать описываемые вами качества, то сможете сделать их героями.
В-третьих, басня с моралью, придуманная детьми, обычно короткая. Это в принципе малая литературная форма. Характеры в ней раскрываются не в описании, а в диалогах и поступках. Изобразите такую ситуацию, в которой интересно и емко раскроете вашу основную идею.
В-четвертых, не забывайте о морали. Она формулируется или в конце, или в начале. Как образец для построения собственного текста используйте произведения известных авторов: А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, И. А. Крылова.
Как вы считаете, материал был полезен?