48129

Кодификатор ЕГЭ по химии 2022 с сайта ФИПИ



Кодификатор по химии включает:

  • Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по химии;
  • Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государственном экзамене по химии.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

1.1 Современные представления о строении атома

1.1.1 Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояние атомов

1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1.2.1 Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам

1.2.2 Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов

1.2.3 Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов

1.2.4 Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов

1.3 Химическая связь и строение вещества

1.3.1 Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь

1.3.2 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов

1.3.3 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения

1.4 Химическая реакция

1.4.1 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

1.4.2 Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения

1.4.3 Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов

1.4.4 Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов

1.4.5 Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты

1.4.6 Реакции ионного обмена

1.4.7 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

1.4.8 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее

1.4.9 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)

1.4.10 Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

2.1 Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)

2.2 Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа)

2.3 Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

2.4 Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных

2.5 Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов

2.6 Характерные химические свойства кислот

2.7 Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных ( на примере соединений алюминия и цинка)

2.8 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

3.1 Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах

3.2 Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

3.3 Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

3.4 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола)

3.5 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола

3.6 Характерные химические свойства альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров

3.7 Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот

3.8 Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды)

3.9 Взаимосвязь органических соединений

4. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

4.1 Экспериментальные основы химии

4.1.1 Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

4.1.2 Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ

4.1.3 Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы

4.1.4 Качественные реакции на неорганические вещества и ионы

4.1.5 Качественные реакции органических соединений

4.1.6 Основные способы получения ( в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений

4.1.7 Основные способы получения углеводородов ( в лаборатории)

4.1.8 Основные способы получения органических кислородсодержащих соединений (в лаборатории)

4.2 Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ

4.2.1 Понятие о металлургии: общие способы получения металлов

4.2.2 Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

4.2.3 Природные источники углеводородов, их переработка

4.2.4 Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки

4.2.5 Применение изученных неорганических и органических веществ

4.3 Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

4.3.1 Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»

4.3.2 Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях

4.3.3 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ

4.3.4 Расчеты теплового эффекта реакции

4.3.5 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)

4.3.6 Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества

4.3.7 Установление молекулярной и структурной формулы вещества

4.3.8 Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

4.3.9 Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

 



Умения и виды деятельности, проверяемые заданиями КИМ

Знать/понимать:

1. Важнейшие химические понятия

  • Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.
  • Выявлять взаимосвязи понятий.
  • Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.

2. Основные законы и теории химии

  • Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ
  • Понимать границы применимости изученных химических теорий
  • Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений

3. Важнейшие вещества и материалы

  • Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам
  • Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами
  • Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике
  • Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ

Уметь:

1. Называть

  • изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

2. Определять/ классифицировать:

  • валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
  • вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
  • пространственное строение молекул;
  • характер среды водных растворов веществ;
  • окислитель и восстановитель;
  • принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
  • гомологи и изомеры;
  • химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам)

3. Характеризовать:

  • s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
  • общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
  • общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
  • строение и химические свойства изученных органических соединений

4. Объяснять:

  • зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
  • природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
  • зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
  • сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных ( и составлять их уравнения);
  • влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия

5. Планировать/проводить:

  • эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;
  • вычисления по химическим формулам и уравнениям

 

Решай задания и варианты по химии с ответами.

Изучай кодификаторы ЕГЭ 2022 по:

Демоверсия ЕГЭ по химии 2022 от ФИПИ  

Спецификация ЕГЭ по химии 2021 от ФИПИ  

Поделитесь в социальных сетях:
7 февраля 2018, 10:06


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».