Кодификатор ЕГЭ по химии 2022 с сайта ФИПИ
Кодификатор по химии включает:
- Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по химии;
- Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государственном экзамене по химии.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
1.1 Современные представления о строении атома
1.1.1 Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояние атомов
1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
1.2.1 Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам
1.3 Химическая связь и строение вещества
1.3.2 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов
1.4 Химическая реакция
1.4.1 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
1.4.2 Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения
1.4.3 Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов
1.4.5 Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты
1.4.6 Реакции ионного обмена
1.4.7 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
1.4.8 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее
1.4.9 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
1.4.10 Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии
2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
2.1 Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)
2.4 Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных
2.5 Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов
2.6 Характерные химические свойства кислот
2.8 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
3.3 Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)
3.5 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола
3.6 Характерные химические свойства альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров
3.8 Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды)
3.9 Взаимосвязь органических соединений
4. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
4.1 Экспериментальные основы химии
4.1.3 Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы
4.1.4 Качественные реакции на неорганические вещества и ионы
4.1.5 Качественные реакции органических соединений
4.1.7 Основные способы получения углеводородов ( в лаборатории)
4.1.8 Основные способы получения органических кислородсодержащих соединений (в лаборатории)
4.2 Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ
4.2.1 Понятие о металлургии: общие способы получения металлов
4.2.3 Природные источники углеводородов, их переработка
4.2.5 Применение изученных неорганических и органических веществ
4.3 Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций
4.3.1 Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»
4.3.2 Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях
4.3.3 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ
4.3.4 Расчеты теплового эффекта реакции
4.3.5 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
4.3.6 Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
4.3.7 Установление молекулярной и структурной формулы вещества
4.3.8 Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного
4.3.9 Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
Умения и виды деятельности, проверяемые заданиями КИМ
Знать/понимать:
1. Важнейшие химические понятия
- Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.
- Выявлять взаимосвязи понятий.
- Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
2. Основные законы и теории химии
- Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ
- Понимать границы применимости изученных химических теорий
- Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений
3. Важнейшие вещества и материалы
- Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам
- Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами
- Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике
- Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ
Уметь:
1. Называть
- изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре
2. Определять/ классифицировать:
- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
- пространственное строение молекул;
- характер среды водных растворов веществ;
- окислитель и восстановитель;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- гомологи и изомеры;
- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам)
3. Характеризовать:
- s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
- строение и химические свойства изученных органических соединений
4. Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
- сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных ( и составлять их уравнения);
- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия
5. Планировать/проводить:
- эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;
- вычисления по химическим формулам и уравнениям
Решай задания и варианты по химии с ответами.
Изучай кодификаторы ЕГЭ 2022 по:
Как вы считаете, материал был полезен?