Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Чехов, «Мальчики» — анализ рассказа, тема, идея, характеры главных героев
2253

Чехов, «Мальчики» — анализ рассказа, тема, идея, характеры главных героев

Содержание:





В творчестве великого русского прозаика выделяется группа произведений, традиционно относящихся к «детским». Например, «Каштанка» или «Ванька». Рассмотрим одно из них.

Чехов, «Мальчики» — анализ рассказа, тема, идея, характеры главных героев

Анализ рассказа «Мальчики» Чехова

В XIX в. на страницах газет публиковались и художественные произведения малых жанров. Чеховский рассказ увидел свет именно в публицистическом издании.

История создания

Произведение было напечатано в конце декабря 1887, в числе традиционных для рождественских праздников публикаций. Имело подзаголовок «Сценка» и псевдоним А. Чехонте.

Возможно, в написании рассказа сыграл роль случай, описанный И. Шмелевым. Он вспоминал, как с другом-гимназистом в московском парке играл в индейцев. Чехов, присоединившись к развлечению, предложил им «выкурить трубку мира».

Темы и проблемы, поднятые в рассказе

Чехов в «Мальчиках» дает анализ отношений миров детей и взрослых. Он показывает, что для героев в определенный момент взросления важны не ранг и карьера, а человеческие качества — смелость и решительность. Поэтому «кухаркин сын», на которого, как на стоящего на низшей ступени социальной лестницы, вначале не реагируют взрослые, для его друга — лидер.

В произведении поднимается проблема непонимания старшими поколениями особенностей душевных переживаний детей.

Важно, читая текст Чехова «Мальчики», анализ произведения сопрягать с эпохой написания. Автор запечатлел атмосферу и типические для данного времени характеры.  Тогда юное поколение впитывало романтику Майн Рида. Писатель говорил об «изнеженном гимназисте», мечтающем о героике борьбы американских индейцев, что это порождение «доброкачественной заразы, которая распространяется… от подвига».

Сюжет и композиция

Анализ произведения Чехова «Мальчики» продолжим обращением к построению фабулы.

  1. Экспозиция — приезд Володи на рождественские праздники к родным. С ним — однокурсник Чечевицын.

  2. Завязка — описание необычного поведения Володи и его приятеля, очевидно связанных тайной. Дети перешептываются, и девочки стараются понять смысл происходящего.

  3. Развитие действия — «расследование» сестер Володи выявляет, что герои готовятся к побегу в Америку, при этом их брат явно колеблется, ему жаль покидать родных. Под напором Чечевицына они все же исчезают из дома. Родные в панике бросаются на поиски.

  4. Развязка — возвращение беглецов, задержанных полицией в Гостином дворе, где они собирались купить порох. Володя со слезами бросается к матери, его отец отчитывает подростков за легкомыслие. За гимназистом приезжает дама и забирает его домой.

Чехов, «Мальчики» — анализ рассказа, тема, идея, характеры главных героев

Образы главных героев и их характеристика

В рассказе А. П.  Чехова «Мальчики» анализ характеров персонажей показывает их различие и общность. Оба — гимназисты, что указывает на возраст: 8–10 лет. Объединяет мальчиков мечта о ситуации подвига, почерпнутой из книг американского писателя.

Отличия лежат в сфере личностных особенностей и социального статуса.

Имя есть только у одного героя: Володя Королев. Сочетание подчеркивает аристократическое происхождение. Фамилия Чечевицын символична — это неоднократно обыгрывается младшей сестрой Володи. Автор рассказывает, как она соотносит имя собственное с блюдами из чечевицы. «Чечевичная похлебка» в культурной традиции — символ бедной жизни.  Так подчеркивается различие между мальчиками.

Портретные описания знаменательны, рассмотрим языковые средства:

Володя Чечевицын
  • всегда веселый и разговорчивый
  • томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел
  • долго обнимал отца, мать и сестер
  • заплакал так горько
  • тихо плакал
  • не так пухл и бел
  • худ, смугл, покрыт веснушками. 
  • Волосы …щетинистые, глаза узенькие, губы толстые
  • очень некрасив, 
  • по наружности…можно принять за кухаркина сына
  • угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся.

Мы наблюдаем, что второй герой наделяется автором более значительными негативными характеристиками. «Кухаркин сын» для современников писателя — идиома, обозначавшая «детей из малоимущих слоев населения».

Взаимоотношения в семье для Володи важны, он боится расстроить близких, поэтому плачет и готов отказаться от затеи. Чечевицын не скучает по дому, видно, что его никто не ждет, семейный уют кажется чуждым, он напряженно ведет себя.

Пара героев явно иллюстрирует оппозицию: ведомый — ведущий. При этом симпатии автора на стороне Володи, как ребенка, не сознающего опасности своего поступка. Описание прощания Чечевицына с девочками подчеркивает его эмоциональную холодность: «лицо у него было суровое, надменное», у него не находится для них теплых слов. Девочки же им восхищаются, они считают его «необыкновенным, замечательным», героем. Здесь выявляется различие между детской и более зрелой оценкой событий.

У взрослого читателя финал рассказа вызывает сочувствие к Чечевицыну. Описание его отъезда, телеграмма, посланная «куда-то», приехавшая его забрать «дама, мать» содержит намек на возможные проблемы в семейных взаимоотношениях и одиночество мальчика.

Поделитесь в социальных сетях:
19 марта 2022, 23:17


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×
×