В творчестве великого русского прозаика выделяется группа произведений, традиционно относящихся к «детским». Например, «Каштанка» или «Ванька». Рассмотрим одно из них.
Анализ рассказа «Мальчики» Чехова
В XIX в. на страницах газет публиковались и художественные произведения малых жанров. Чеховский рассказ увидел свет именно в публицистическом издании.
История создания
Произведение было напечатано в конце декабря 1887, в числе традиционных для рождественских праздников публикаций. Имело подзаголовок «Сценка» и псевдоним А. Чехонте.
Возможно, в написании рассказа сыграл роль случай, описанный И. Шмелевым. Он вспоминал, как с другом-гимназистом в московском парке играл в индейцев. Чехов, присоединившись к развлечению, предложил им «выкурить трубку мира».
Темы и проблемы, поднятые в рассказе
Чехов в «Мальчиках» дает анализ отношений миров детей и взрослых. Он показывает, что для героев в определенный момент взросления важны не ранг и карьера, а человеческие качества — смелость и решительность. Поэтому «кухаркин сын», на которого, как на стоящего на низшей ступени социальной лестницы, вначале не реагируют взрослые, для его друга — лидер.
В произведении поднимается проблема непонимания старшими поколениями особенностей душевных переживаний детей.
Важно, читая текст Чехова «Мальчики», анализ произведения сопрягать с эпохой написания. Автор запечатлел атмосферу и типические для данного времени характеры. Тогда юное поколение впитывало романтику Майн Рида. Писатель говорил об «изнеженном гимназисте», мечтающем о героике борьбы американских индейцев, что это порождение «доброкачественной заразы, которая распространяется… от подвига».
Сюжет и композиция
Анализ произведения Чехова «Мальчики» продолжим обращением к построению фабулы.
- Экспозиция — приезд Володи на рождественские праздники к родным. С ним — однокурсник Чечевицын.
- Завязка — описание необычного поведения Володи и его приятеля, очевидно связанных тайной. Дети перешептываются, и девочки стараются понять смысл происходящего.
- Развитие действия — «расследование» сестер Володи выявляет, что герои готовятся к побегу в Америку, при этом их брат явно колеблется, ему жаль покидать родных. Под напором Чечевицына они все же исчезают из дома. Родные в панике бросаются на поиски.
- Развязка — возвращение беглецов, задержанных полицией в Гостином дворе, где они собирались купить порох. Володя со слезами бросается к матери, его отец отчитывает подростков за легкомыслие. За гимназистом приезжает дама и забирает его домой.
Образы главных героев и их характеристика
В рассказе А. П. Чехова «Мальчики» анализ характеров персонажей показывает их различие и общность. Оба — гимназисты, что указывает на возраст: 8–10 лет. Объединяет мальчиков мечта о ситуации подвига, почерпнутой из книг американского писателя.
Отличия лежат в сфере личностных особенностей и социального статуса.
Имя есть только у одного героя: Володя Королев. Сочетание подчеркивает аристократическое происхождение. Фамилия Чечевицын символична — это неоднократно обыгрывается младшей сестрой Володи. Автор рассказывает, как она соотносит имя собственное с блюдами из чечевицы. «Чечевичная похлебка» в культурной традиции — символ бедной жизни. Так подчеркивается различие между мальчиками.
Портретные описания знаменательны, рассмотрим языковые средства:
Володя | Чечевицын |
|
|
Мы наблюдаем, что второй герой наделяется автором более значительными негативными характеристиками. «Кухаркин сын» для современников писателя — идиома, обозначавшая «детей из малоимущих слоев населения».
Взаимоотношения в семье для Володи важны, он боится расстроить близких, поэтому плачет и готов отказаться от затеи. Чечевицын не скучает по дому, видно, что его никто не ждет, семейный уют кажется чуждым, он напряженно ведет себя.
Пара героев явно иллюстрирует оппозицию: ведомый — ведущий. При этом симпатии автора на стороне Володи, как ребенка, не сознающего опасности своего поступка. Описание прощания Чечевицына с девочками подчеркивает его эмоциональную холодность: «лицо у него было суровое, надменное», у него не находится для них теплых слов. Девочки же им восхищаются, они считают его «необыкновенным, замечательным», героем. Здесь выявляется различие между детской и более зрелой оценкой событий.
У взрослого читателя финал рассказа вызывает сочувствие к Чечевицыну. Описание его отъезда, телеграмма, посланная «куда-то», приехавшая его забрать «дама, мать» содержит намек на возможные проблемы в семейных взаимоотношениях и одиночество мальчика.
Как вы считаете, материал был полезен?