Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Что такое ересь? Историческое и церковное значение термина в Средние века
427

Что такое ересь? Историческое и церковное значение термина в Средние века

Содержание:




Когда мы слышим слово «ересь», в нашем воображении возникают образы средневековых пыточных камер и судов над ересями. В истории церкви был период, который, безусловно, включал в себя такие вещи. Если мы не любители истории и не религиоведы, мы можем знать, что ересь – это плохо, но все равно будем довольно туманны в деталях. Итак, что же такое ересь и что Библия говорит об этом?

Ересь – это любая вера или практика, которая явно подрывает Евангелие и была признана таковой признанными церковными авторитетами, прежде всего решениями Вселенских соборов. 

Если обратиться к толковому словарю Ожегова, то определение будет примерно следующим: «приверженность религиозному мнению, противоречащему церковной догме». Второе определение – «несогласие или отклонение от господствующей теории, мнения или практики». Это хорошая отправная точка для нас. Эти определения выделяют два ключевых элемента: доминирующую позицию и противоположную. Что касается религии, то любое убеждение или практика, идущие вразрез с официальной позицией церкви, считаются ересью.

Согласно Библейскому словарю Истона, слово ересь происходит от греческого слова, означающего самостоятельно выбранное мнение или секту, придерживающуюся этого мнения. Под ересью стали понимать самостоятельно выбранные доктрины, которые исходят не от Бога.  

Называть человека еретиком или идею еретической – это мощное утверждение, способное уничтожить. И как любое оружие массового поражения, его следует использовать с особой осторожностью. Называя что-то ересью, когда это не так, вы создаете другие серьезные проблемы для современной церкви.

Правила, которые ограничивают понятие ереси

Правила, которые ограничивают понятие ереси

Это не ересь только потому, что это неправильно буквально означает следующее: я могу ошибаться во многих вещах, не подрывая при этом само Евангелие. Если бы это было не так, я бы подрывал Евангелие почти каждой своей мыслью.

Это не ересь только потому, что это может подорвать Евангелие. Есть разница между вещами, которые явно подрывают библейское Евангелие (например, отрицание божественности Христа), и вещами, которые могут подорвать Евангелие в зависимости от того, как именно вы их понимаете (например, соотношение веры и дел). Церковь в целом довольно осторожно использует ярлык «ересь», ограничивая его убеждениями первой категории, а не второй.

Это не ересь только потому, что так говорит один человек. Люди, которые связывают ересь с властью и авторитетом, поступают правильно. Это ересь не потому, что я так говорю, а потому, что признанные авторитеты в церкви определили, что это так.

Это, конечно, оставляет открытым вопрос о том, кто квалифицируется как «признанный авторитет» в церкви. Именно поэтому многие христиане полагаются на авторитет экуменических соборов, которые имеют уникальный статус, будучи признанными большинством христианских церквей, и чьи решения выдержали испытание временем.

Ересь однозначно подрывает постулаты Евангелия



Ересь однозначно подрывает постулаты Евангелия

В конце концов, церковь не решается называть что-либо ересью, если только какой-либо авторитетный орган не определил, что данное верование явно подрывает само Евангелие.

Когда должным образом назначенные церковные власти совместно определили, что вера явно подрывает истину Евангелия, как церковь решила в отношении таких ересей, как арианство и пелагианство, мы не должны уклоняться от того, чтобы называть их так, как они есть. Делать меньше – это нескромно, это безответственно.

Проблема не в понятии «ересь», а в том, как мы злоупотребляем этим понятием. Пытаясь найти ошибки в церкви, мы не обращали внимания на то, что то, как мы используем ярлык ереси, может создать свои собственные ошибки, некоторые из которых не менее опасны, чем те, которые мы имели в виду вначале.



Ересь иудаистов

Одной из первых групп еретиков были иудаисты. Большинство еретиков возникают из попыток связать воедино парадоксы в Писании. Они начинают с благих намерений, но заходят дальше, чем следовало бы. Иудаисты начали с того, что задали правильный вопрос о взаимоотношениях между иудаизмом и христианством. Когда необрезанные язычники стали следовать за Христом и претендовать на обетования Израилю, эти пожизненные иудеи задались вопросом, как ветхозаветные законы относятся к не еврейским последователям Иисуса. Должны ли они обрезаться и следовать еврейским обычаям, чтобы быть равными с христианами-евреями?

Этот благонамеренный вопрос был рассмотрен на Иерусалимском Соборе в Деяниях 15. Ответ заключался в том, что Христос исполнил Ветхий Завет и отменяет старые категории. Как подытожил Павел в Ефесянам 2:15, Бог «упразднил закон заповедей, выраженный в постановлениях, чтобы создать в Себе одного нового человека вместо двух, устраивая мир...». Именно союз с Христом, а не дела закона, дает человеку право на Божьи обетования. Иудаисты не приняли этот ответ и создавали Павлу проблемы во всех его миссионерских путешествиях.

Ересь иудаистов

Поделитесь в социальных сетях:
14 декабря 2022, 10:26


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×