Человек реализует себя в различных видах деятельности: игре, труде, познании мира. Однако все они априори требуют главного — способности коммуницировать с другими членами сообщества, которая оформляется в речи.
Речевая деятельность — это, по определению психолингвистики, использование языка для коммуникации в процессе различных действий, производимых человеком. Речевая деятельность включает в себя аспекты говорения и осмысления.
Рассматриваемое понятие проявляет себя во всех видах социальных и производительных действий человека, однако может выделяться и в самостоятельную единицу, например, в работе лектора или автора текстовых художественных произведений.
Различные способы формулирования мысли как предмета речи выражаются в определенных видах речевой деятельности.
Какие виды речевой деятельности существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?
Виды речевой деятельности в русском языке делятся на:
- Рецептивные, направленные на восприятие чужой речи и ее обработку. В данных процессах задействованы зрение и слух.
- Продуктивные, в основании которых — создание самостоятельного высказывания. Проявляются в речедвигательной и речеслуховой деятельности.
Рецептивная речевая деятельность включает в себя чтение и слушание. Данные процессы внутренней мыслительной активности не выражены внешне с помощью языковых средств. По утверждению психологов, во время слушания человек проявляет «речедвигательную активность», то есть воспроизводит чужое высказывание с помощью микродвижений артикуляционного аппарата. Эта «внутренняя речь» помогает лучше осмыслить воспринимаемый текст, воссоздать чужую сформулированную мысль.
Цель продуктивных видов — говорения и письма — сформировать и сформулировать в языковых знаках мысль. Данные виды деятельности имеют функцию передачи информации другим реципиентам.
Что включает в себя речевая деятельность? Примеры речевой деятельности
Речевая деятельность — это определение процессов устного и письменного общения. Первое включает в себя говорение и слушание. С точки зрения психолингвистики, данные процессы онтогенетически первичны, потому что реализуют потребность человека в коммуникации. Наследственная предрасположенность к устным видам проявляется в наличии корковых отделов головного мозга, которые ответственны за способность к речевой деятельности. Об этом же свидетельствует и уникальный речевой аппарат, свойственный только человеку.
Своеобразная надстройка над фундаментальными видами — виды письменного общения — чтение и письмо. Вырастая из основных, данные виды являются более сложными формами коммуникации, требующими целенаправленного обучения.
В психологии выделяются две формы внешней речи: устная (экспрессивная, направленная на адресата, и импрессивная, цель которой — восприятие и осмысление) и письменная (чтение и письмо), а также внутренняя речь. Последняя аккумулирует в себе характеристики разговорной и письменной.
Как вы считаете, материал был полезен?