Выход статьи в печать состоялся в 1862 году. Её издал журнал «Русское слово». Писарев выразил оценку героя, противоположную критике его современника Антоновича.
Критическую статью «Базаров» Писарев написал как ответ на выход в свет романа Тургенева «Отцы и дети». Критик подчеркнул талант автора и дал яркие характеристики персонажам
Статья Дмитрия Писарева «Базаров» признавала художественную объективность романа Тургенева.
В первой части критик дает характеристику произведению в целом: он отмечает искренность автора, «художественную красоту» повествования. Положительно оценивается им и стремление писателя показать беспристрастную картину общественной жизни 60-х гг. XIX века.
В основной части главное внимание уделяется образу Базарова. Он считает его центральным персонажем, представителем нового поколения, нарождающейся общественной силы.
Отметим характеристики, данные в работе герою:
- «сильный по уму и по характеру».
- «Не признает… никакого регулятора, … нравственного закона, … принципа».
- «Не знает… другой жизни, кроме бездомной, трудовой… жизни бедного студента».
- «…ни в ком не нуждается, никого не боится, … не любит и… не щадит.
Писарев в критической статье «Базаров» написал, что Тургенев намеренно рисует такого непривлекательного героя. Так писатель выдает свое отношение к его взглядам на искусство и эмоциональную сферу человека.
Следующая часть работы определяет место образа персонажа в галерее «лишних людей» в русской литературе. По мнению критика, «немножко Онегиным, немножко Печориным» становится в России всякий неглупый человек, «выросший в атмосфере барства и не получивший серьезного образования». Такие герои, как Рудин, не способны ничего изменить: новаторство не идет у них дальше слов. Базаров обладает и научным знанием, и силой характера, следовательно, выгодно отличается.
Статья Писарева «Базаров» полностью посвящена анализу взаимоотношений нигилиста с окружающими его героями. В спорах с братьями Кирсановыми Базаров «завирается»: он «сплеча» судит о ненужности поэзии и искусства, в которых он ничего не понимает. Критик отрицательно оценивает такие суждения.
В отношениях с Аркадием, как считает Писарев, проявляется более высокий уровень развития героя. Поэтому дружбы между ними не могло быть. Суровость к родителям оправдывается отсутствием «точек соприкосновения».
Внимательно исследуются два эпизода: отношения с Одинцовой и смерть героя.
Любовь в жизни Базарова
Как пишет автор статьи, герой нашел в Одинцовой не только физическую красоту, но и живой ум. Его чувство к ней сильнее, чем он думает, и «махнуть рукой» на это недостает сил. Любовь становится причиной нервозности, Евгений «то бросается на работу, то впадает в бездействие». Тургенев не выводит героя из этого состояния, и со смертью Базарова роман обрывается. По мнению Писарева, любовная история имеет предопределенный финал, так как свободолюбивая и бескомпромиссная натура героя не ассоциируется с семейным уютом.
Как умирает Базаров
Смерть героя случайна, не предопределена событиями. Она необходима Тургеневу для полноты создания образа. Знаменитая фраза критика «Умереть так, как умер Базаров — все равно что сделать великий подвиг» — нуждается в разъяснении. По мнению Писарева, то, как герой мужественно принимает свою участь, остается верным себе, — доказательство того, что он не смалодушничает перед опасностью. Приближение конца выявляет в нигилисте качества, которые читатель не замечал на протяжении предыдущих глав: естественность, человечность, цельность натуры.
Писарев в критической статье «Базаров» написал ответ тем, кто считал, что Тургенев показал нового человека в невыгодном свете. По мнению критика, писатель отдал герою дань уважения. Оставаясь верным художественной правде, автор романа показал, что «в… молодом поколении вся наша надежда».
Как вы считаете, материал был полезен?