Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Древнеегипетский бог Апис: как изображался, за что отвечал, что делал
415

Древнеегипетский бог Апис: как изображался, за что отвечал, что делал

Содержание:





В Древнем Египте бог Апис или Хапис (альтернативно пишется Хапи-анкх) был божеством-быком, которому поклонялись в регионе Мемфиса, и считалось, что он олицетворяет власть и мужскую силу. Хотя первоначально он был местным божеством, его популярность росла на протяжении всей династической истории, так что к периоду Птолемеев он был «своего рода национальным талисманом». Поклонение Апису, безусловно, было самым популярным из трех великих культов быков Древнего Египта (другими были быки Мневис и Бухис).

Первоначально он рассматривался как «возрождение жизни» мемфисского бога Птаха, но после смерти он стал Осораписом. При династии Птолемеев это божество стало Сераписом, промежуточным звеном между популярным египетским культом и иконографией (и характеристикой) Птолемеев. 

Как египетское божество, Апис принадлежал к сложной религиозной, мифологической и космологической системе верований, разработанной в бассейне реки Нил с ранней доисторической эпохи до 525 года до н. э. Учитывая, что Апис (как божество) на самом деле понимался как священный бык, его культ представляет собой еще одну перестановку весьма конкретного и имманентного понимания теологии, распространенного в Древнем Египте.

Мифологические рассказы и религиозные проявления

Культ быка Аписа – один из самых архаичных в египетской религиозной системе, восходящий к самой ранней эпохе их династической истории. С самого начала кажется, что он был богом плодородия, связанным с зерном и стадами. Однако его самая важная принадлежность была связана с фараоном, поскольку он считался символом мужественного сердца царя, великой силы, мужественности и боевого духа.

Эта ассоциация подтверждается религиозной иконографией, поскольку бог-бык иногда изображался с солнечным диском между его рогами — явная ссылка на Ра, божественного правителя. Кроме того, бык Апис уникален в их иконографической системе тем, что он является единственным египетским богом, представленным исключительно как животное, а не как человек с головой животного. Вероятно, это связано с тем, что физический бык, обитавший в загоне храма в Мемфисе, буквально считался богом.

Таким образом, Апис более тесно связан с особенностями своего животного существования, чем другие божества в пантеоне, которые просто представлены в своих животных формах.



Вестник Птаха

В первоначальном мемфисском культе бог Апис (на фото) был задуман как Вестник Птаха, главного бога этой местности. Однако специфика отношений между двумя божествами была сложной: "Птах никогда не изображался в виде быка или не считался воплощенным в быке; но быка Аписа называли «живым Аписом, вестником Птаха, который несет ему истину о прекрасном».

Этот божественный бык, как вестник/проявление бога, считался уникальным, поскольку в данный момент времени существовал только один бык Аписа.



За что отвечал бог Апис

Поскольку у крупного рогатого скота в регионе, где поклонялись Птаху, на их преимущественно черных телах были белые узоры, сложилась система верований относительно того, какие типы отметин требуются потенциальному быку Аписа, чтобы соответствовать его роли. В частности, у него должен был быть белый треугольник на лбу, контур белого крыла грифа на спине, шишка в форме скарабея под языком, белый полумесяц на правом боку и белые волоски в хвосте.

Бог Апис



Что делал бог Апис

Быка, который соответствовал этим отметинам, выбирали из стада, приводили в храм, давали гарем коров и поклонялись как проявлению бога-ремесленника. Его мать, которая, как считалось, зачала своего божественного отпрыска после того, как была оплодотворена лучом света с небес, также почиталась. В храме Аписа использовали как оракула, его движения интерпретировались как пророчества.

Считалось также, что его дыхание излечивает болезни, а его присутствие благословляет окружающих и наделяет их мужественностью. Это духовное благо было доступно всему населению в определенные праздничные дни, когда бога вели по улицам города, украшенного драгоценностями и цветами. После смерти животного его оплакивали, мумифицировали и праздновали его упокой, после чего находили нового Аписа. Эти погребальные элементы стали важными компонентами культа бога примерно во времена слияния Осириса с Птахом, что также привело к переопределению бога-быка.


 

Смотри также: Воины фараона в Древнем Египте: положение, описание, как и где жили

Поделитесь в социальных сетях:
12 декабря 2021, 16:51


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×
×