- «Крыжовник»;
- «Человек в футляре»;
- «О любви».
- Собственность;
- Власть;
- Семья.
Что такое футлярная жизнь в рассказах «Крыжовник», «Человек в футляре»
Тема футлярной жизни поднимается в трилогии Чехова с различных сторон. Все герои слишком поздно осознают свою ошибку. Жизнь преподносит им урок, когда ничего уже нельзя изменить. Автор, как учитель, подробно описывает различные ситуации, формируя футлярный образ. Существует определенный класс людей, для которых зона комфорта является главным в жизни. Именно такая жизнь и называется футлярной. Рассмотрим некоторые рассказы:- «Крыжовник». Жизнь Николая Ивановича, главного персонажа, посвящена достижению единственной цели. Предел его мечтаний – усадьба с крыжовником. Каждый день он просыпается с мыслью о заветном доме. Наступает долгожданный момент – он становится владельцем усадьбы с крыжовником. Герой получает желаемое, осознает отсутствие других целей, что провоцирует постепенную деградацию. Николай Иванович теряет интерес к жизни, дом – его футляр;
- «Человек в футляре». Жизнь главного героя строится на опасениях и страхах. Он действует по принципу: лишь бы ничего не случилось. Это провоцирует постепенное отторжение окружающего мира, ставшего для него неизведанным. Малейшая сложность вызывает у героя ужас, панику. Его терзают постоянные сомнения, неуверенность. Беликов умирает молодым, спокойное выражение лица приходит к нему только в гробу. Футляр для главного героя – гроб.

Футлярность в рассказе «О любви»
В рассказе речь идет о двух влюбленных – Анне и Алехине. Ввиду общественных канонов они отказываются от борьбы за свои чувства. Не один год пара скрывала свою любовь от окружающего мира. Герои обманывали себя, стараясь продолжать вести привычную, футлярную жизнь. Они загнали любовь в дальний уголок души, заставляя себя мучиться.
Анну останавливало наличие семьи, чувство признательности по отношению к супругу. В семье давно не было любви, но царило уважение. Внешне Анна с супругом выглядели идеальной парой, муж был уверен в счастье жены. Недостаток смелости признаться в своих чувствах заставляет женщину продолжать играть роль, терзая собственную душу.
Герои боятся трудностей, осуждения, проблем. Они отдают предпочтение обыденной жизни, потому что так проще. При этом персонажи отказываются от настоящего счастья. Это яркий пример того, как страх общественного мнения может загнать человека в ловушку.
Как вы считаете, материал был полезен?