Различия между категориями имен существительных следует знать, иначе могут возникнуть сложности в построении устной и письменной речи. При морфологическом и синтаксическом разборе понимание сути одушевленности/неодушевленности тоже важно, так как это постоянный грамматический признак, который указывается в обязательном порядке.
Определения
Одушевленными называются имена существительные, обозначающие предметы, относящиеся к живым существам:
- людям,
- животным,
- птицам,
- насекомым,
- рыбам.
Такие слова отвечают на падежные вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Например:
- малыш, собака, щегол, паук, карась (И. п.);
- человека, кошки, канарейки, бабочки, трески (Р. п.);
- школьнице, хомяку, скворцу, мотыльку, минтаю (Д. п.);
- мальчика, мышонка, попугая, комара, окуня (В. п.);
- тружеником, мартышкой, журавлем, пчелой, уклейкой (Т. п.);
- о дочери, о козленке, о лебеде, о шмеле, о камбале (П. п.).
В предложениях указанные части речи выполняют функции подлежащих, дополнений, обстоятельств, реже – сказуемых.
Неодушевленными называются имена существительные, обозначающие предметы, относящиеся к неживой природе:
- быту,
- объектам архитектуры, культуры и строительства,
- явлениям,
- понятиям с отвлеченным значением,
- флоре.
Собирательные слова по отношению к общности одушевленных существ являются в целом неодушевленными, поэтому их тоже нужно включить в перечень, приведенный выше.
К подобным словам следует задавать такие вопросы: что? чего? чему? чем? о чем?
Например:
- стол, здание, ветер, доброта, дуб, группа;
- стула, дома, дождя, зла, березы, народа;
- дивану, институту, метели, милосердию, георгину, табуну;
- креслом, музеем, осенью, жестокостью, стаей;
- о двери, о даче, о зиме, о цветке, о стаде.
Синтаксическая роль неодушевленных имен существительных аналогична значению одушевленных слов в предложении.
Грамматические отличия
Между категориями имен существительных на грамматическом уровне есть большая разница, учитывая которую можно легко определить одушевленное или неодушевленное существительное дано в ряду слов либо в тексте. А именно: по форме винительного и родительного падежей. Например, в словосочетании «вижу сестру» (В. п.), зависимая лексема отвечает на вопрос кого?, то есть является одушевленным существительным. В похожей конструкции «вижу куклу» уместно использовать вопрос что?, то есть кукла – неодушевленное слово. Проверить правильность высказывания поможет постановка указанных слов в форму родительного падежа: нет кого? сестры, нет чего? куклы.
Таким образом, у одушевленных существительных совпадают формы винительного и родительного падежей, а у неодушевленных – нет.
Примеры предложений с неодушевленными существительными
В этих предложениях все имена существительные неодушевленные:
- На стене комнаты висела прекрасная картина.
- Поезд прибыл на станцию вовремя.
- Осень – мое любимое время года.
- Смелость – важное качество характера.
- Георгины отцветают позднее всех цветов.
- Списки по группам были размещены на стенде в холле
Как вы считаете, материал был полезен?