Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Какие существуют различения родительного и винительного падежей
80

Какие существуют различения родительного и винительного падежей

Содержание:




Категория падежа в науке о русском языке представляет систему словоизменения таких частей речи, как существительные, прилагательные, числительные и местоимения. 

Парадигма склонения включает шесть падежей, которые дифференцированы по семантике, окончаниям и вопросам. Вопросы отражают распределение номинативов на одушевленные и неодушевленные:

  • Именительный (кто? что?)
  • Родительный (кого? чего?)
  • Дательный (кому? чему?)
  • Винительный (кого? что?)
  • Творительный (кем? чем?)
  • Предложный (о ком? о чем?)

Последовательность падежей, как и вопросы к ним, закреплены в языковых нормах. Обратим внимание на близость вопросов трех категорий: Именительного, Родительного и Винительного падежей. 

Какие существуют способы различения именительного и винительного падежей существительных? 

При сопоставлении данных форм мы видим один и тот же вопрос к неодушевленному номинативу. Как не спутать их?

Различение падежей возможно при постановке парных вопросов и использовании слов- подсказок: глаголов, сочетающихся с нужными формами. Для винительного падежа это «видеть, обвинять» — эти лексемы предполагают в качестве зависимой формы именно указанные грамматические категории. Например: читать (кого? что?) книгу, подсказать (кого? что?) ответ. 

Различение именительного и родительного падежей в парадигме множественного числа помогает определить одушевленность или неодушевленность. Для одушевленных номинативов форма Им. П. совпадает с Вин. п. (стоят столы — вижу столы, растут деревья — вижу деревья). Для неодушевленных — не совпадает (идут слоны — вижу слонов; работают люди — вижу людей). Это важный характеризующий признак, так как в русском языке одушевленность как грамматическая характеристика не всегда совпадает с семантикой «живой». Например, с точки зрения грамматики «кукла» — одушевленное существительное (лежат куклы — купил кукол), а «игрушка» — неодушевленное (расставлены игрушки — вижу игрушки).   



Какие существуют способы различения винительного и родительного падежей?

В парных вопросах родительного и винительного падежей также есть совпадение: повторяется форма «кого?», относящаяся к существительным, обладающим признаком одушевленности. 

Различить их помогут слова -маркеры: «нет» и «вижу», их лексическая сочетаемость требует наличия зависимого номинатива в нужной форме. Запомним: для верного определения падежа обязательно ставить парные вопросы, именно они помогут отличить разные категории. Например: нет (кого? чего?) ответа — Р.п., дам (кого? что?) ответ — В. п. 



Практическая значимость различения падежей

Важность описанных выше умений выявляется при выполнении различных заданий:

  1. Определение морфологических признаков в грамматических разборах.
  2. Выбор верного окончания слова при создании собственного текста.
  3. Дифференциация одушевленности/неодушевленности.
  4. Конструирование предложений при изучении русского языка как иностранного.
Поделитесь в социальных сетях:
5 декабря 2023, 17:58


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×