За последние четыре десятилетия крестовые походы стали одной из самых динамичных областей исторических исследований, что указывает на растущее любопытство к пониманию и интерпретации этих необычных событий.
Недавно понимание масштабов крестовых походов расширилось благодаря новому признанию того, что крестовые походы выходят далеко за рамки первоначальных экспедиций 11 века в Святую землю, как с точки зрения хронологии, так и масштаба. То есть они имели место еще долгое время после окончания франкского владычества на Востоке (1291 год) и продолжались вплоть до XVI века. Что касается цели, то крестовые походы были также направлены против мусульман Пиренейского полуострова, языческих народов Балтийского региона, монголов, политических противников папства и еретиков (таких как катары или гуситы). Принятие этих рамок, а также центральное место папской санкции для таких экспедиций, обычно называют «плюралистической» позицией.
Начало походов
Первый крестовый поход был созван в ноябре 1095 года папой Урбаном II в городе Клермон в центральной Франции. Папа выступил с предложением: «Тот, кто из одной только преданности, но не ради почестей или денег, отправится в Иерусалим для освобождения Церкви Божьей, может заменить этим путешествием все покаяния». Этот призыв представлял собой сочетание ряда современных тенденций и вдохновения самого Урбана, который добавил к ним особые новшества. В течение нескольких десятилетий христиане оказывали давление на мусульманские земли на краю Европы, например, на Пиренейском полуострове, а также на Сицилии. В некоторых случаях церковь принимала участие в этих событиях, предлагая участникам ограниченное духовное вознаграждение.
Второй поход
В декабре 1144 года Зенги, мусульманский правитель Алеппо и Мосула, захватил Эдессу, что стало первым крупным территориальным поражением франков на Ближнем Востоке. Известие об этой катастрофе побудило папу Евгения III выступить с призывом ко Второму крестовому походу (1145-49 гг.). Укрепленные этим мощным призывом повторить подвиги своих первых предков-крестоносцев в сочетании с вдохновляющей риторикой (святого) Бернарда Клервоского, правители Франции и Германии приняли крест, чтобы ознаменовать начало королевского участия в крестовых походах.
Христианские правители Иберии вместе с генуэзцами напали на города Альмерия на юге Испании (1147) и Тортоса на северо-востоке (1148); точно так же дворяне северной Германии и правители Дании начали экспедицию против языческих вендов на Балтийском побережье вокруг Штеттина. Хотя это не было грандиозным планом папы Евгения, а скорее реакцией на направленные ему призывы, это показывает уверенность в крестоносном движении в это время. В итоге этот оптимизм оказался глубоко необоснованным. Группа англо-нормандских, фламандских и рейнских крестоносцев захватила Лиссабон в 1147 году, другие иберийские походы также были успешными, но балтийский поход практически ничего не дал, а самая престижная экспедиция в Святую землю обошлась слишком большими человеческими жертвами.
Третий поход
Понтификат Иннокентия III (1198-1216) стал очередным этапом в расширении крестоносного движения. Кампании на Балтике продвинулись дальше, и священная война в Иберии также продвинулась вперед. В 1195 году мусульмане разгромили христианские войска в битве при Аларкосе, которая, так скоро после катастрофы при Хаттине, казалось, показала глубокое недовольство Бога своим народом. Однако к 1212 году правителям Иберии удалось объединить усилия и разгромить мусульман в битве при Лас Навас де Толоса, что стало важным шагом в восстановлении полуострова.
Тем не менее особый культурный, политический и религиозный состав региона означает, что было бы неправильно, как и в Святой земле, характеризовать отношения между религиозными группами как постоянную войну, о чем писали Роберт Бернс и Пол Чеведден. Тем временем на юге Франции усилия по обузданию ереси катаров не увенчались успехом, и в попытке победить эту зловещую угрозу для Церкви на ее собственном дворе Иннокентий санкционировал крестовый поход в этот регион. См. статью Ричарда Кавендиша.
Как вы считаете, материал был полезен?