Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Лексический анализ текста: пример
39170

Лексический анализ текста

Содержание:




Лексический анализ текста – важная составляющая для развития речи и расширения словарного запаса. Хорошее понимание лексического значения слова, умение определять синонимы, омонимы, антонимы, формирование навыков употребления художественно-выразительных средств для обогащения речи, правильное использование фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний – все эти навыки помогает приобрести детальный разбор текста. 

Как делать лексический анализ текста?

Для выполнения лексического анализа необходимо:

  • внимательно прочитать текст;
  • определить стиль текста, т.к. каждый из них имеет особенности при анализе лексики;
  • выделить слова и выражения, передающие основную тему и идею текста;
  • провести исследование отдельных слов и выражений, при необходимости использовать словари.


План лексического анализа текста

1. Определить стиль текста.

Стили: 

  • художественный;
  • публицистический;
  • официально-деловой;
  • разговорный;
  • научный.

2. Определитm тему и основную идею.

3. Выделить ключевые слова.

Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые передают содержание. Пересказ текста строится именно на ключевых словах и выражениях.

4. Выделить лексически окрашенные слова:

  • для художественного текста – метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, аллегория, гипербола, метонимия и др.;
  • для публицистического стиля – общественно-социальная, общественно-политическая лексика;
  • для официально-делового стиля – канцеляризмы;
  • для разговорного стиля – слова, характерные для непринужденной беседы, бытовых ситуаций, использование уменьшительно-ласкательных слов, междометий;
  • для научного стиля – термины, узкоспециальная лексика.

5. Выделить стилистические фигуры. К стилистическим фигурам относятся: инверсия, риторический вопрос, параллелизм, анафора, градация и др.

6. Найти синонимы, антонимы, омонимы, используемые в тексте, объяснить их роль.

7. Обозначить неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы, заимствованные слова. Используя словарь, объяснить их лексическое значение.



Пример лексического анализа текста

Как неожиданно и ярко…

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
душная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

 

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака вошла – 
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

 

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!

 

Смотри – оно уж побледнело,
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.

(Ф.И.Тютчев)

 

Лирическое произведение написано Ф.И.Тютчевым в 1865 г.

  1. Стиль текста – художественный. 

  2. Произведение относится к пейзажной лирике, поэт с восхищением описывает красивое природное явление – радугу.

    Стихотворение представляет собой философское размышление о том, что все в жизни рано или поздно проходит
  3. Ключевые слова и выражения, передающие тему и идею текста: «воздушная арка», «в минутном торжестве», «полнеба обхватила», «радужное виденье», «лови мгновенье», «уйдет всецело».

  4. Художественно-изобразительные средства: 

    • эпитеты: «влажной синеве», «неожиданно и ярко», «воздушная арка», «минутное тортво», «радужном виденье»;

    • метафоры: «воздвиглась арка»; слово «арка» употреблено в переносном значении, основывается на внешнем сходстве с радугой

    • олицетворения: «за облака вошла», «полнеба обхватила», «в высоте изнемогла». Эпитеты и метафоры автором используются для передачи эмоционального состояния восторга и восхищения радугой, олицетворения позволяют создать еще более яркий образ.

  5. Стилистические фигуры: 
    • инверсия: «воздушная воздвиглась арка»;
    • риторический вопрос: «Еще минута, две – и что ж?»;
    • повтор: «Лови его – лови скорей!»

  6. В данном тексте в качестве синонимов используются слова: «вонзила», «вошла».

    Лексическое значение слова «вонзить» - воткнуть что-нибудь острое.

    Лексическое значение слова «вошла» - попасть внутрь чего-нибудь.

    В тексте есть контекстные антонимы: «воздвиглась» (т.е. появилась) – «побледнело» (в значении «исчезло»).


  7. Чтобы создать настроение торжественности и особенности момента поэт использует высокую книжную лексику: «нега», «изнемогла», «очей», «виденье».

    Лексические значения:

    Нега – состояние полного удовлетворения, спокойствия.

    Изнемогла – ослабла, потеряла силу.

    Очи – глаза.

    Виденье – возникшее в воображении, легкое и чуть уловимое. 

    Такую же роль выполняет слово «торжество», употребленное в значении «чувство радости и удовлетворения»


 







Смотри также:

Поделитесь в социальных сетях:
17 декабря 2020, 12:08


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×