Римская литература, написанная на латинском языке, остается великим наследием культуры Древнего Рима. Некоторые из самых ранних дошедших до нас произведений представляют собой исторические эпосы, повествующие о ранней военной истории Рима, за которыми (по мере расширения Республики) следуют поэзия, комедии, истории и трагедии.
Латинская литература в значительной степени опиралась на традиции других культур, особенно на более зрелую литературную традицию Греции, и сильное влияние более ранних греческих авторов вполне очевидно. Мало что осталось от ранней и старой латыни, хотя до нас дошло несколько пьес Плавта и Теренса.
Обычно считается, что «Золотой век римской литературы» охватывает период примерно с начала 1 века до н. э. до середины 1 века н. э.
Катулл был пионером натурализации греческих лирических стихотворных форм на латынь в своей очень личной (иногда эротической, иногда игривой и часто оскорбительной) поэзии.
Тенденции латыни Золотого века достигли своего апогея в эпической поэзии Вергилия, одах и сатирах Горация, и в элегических куплетах Овидия.
«Серебряный век римской литературы» охватывает 2 век н. э., период, в течение которого красноречивая, иногда напыщенная поэзия Сенеки Младшего и Лукана уступила место более сдержанному, классицизированному стилю писем Плиния Младшего и мощным сатирам Ювенала.
Латинский стих
В классической латинской поэзии обычно используется несколько различных метров, почти все они вдохновлены греческими и эллинскими оригиналами.Наиболее распространенным является дактилический гекзаметр (традиционный эпический метр в шесть футов на строку), за которым идут элегические двустишия (строка дактилического гекзаметра, дальше следует вторая строка модифицированного дактилического пентаметра, часто используемого в любовной поэзии) и двухсложный стих (где каждая строка состоит из одиннадцати слогов, включая четырехсложный хориамб длинного-короткого-короткого-длинного слогов).
Когда слово заканчивается гласной или дифтонгом (а иногда также словами, заканчивающимися на «м»), а следующее слово начинается с гласной, дифтонга или буквы «н», гласная (необязательно плюс «м») первого слова не учитывается метрически (известная как элизия), если только поэт не решит намеренно разделить их в качестве исключения из правила (известного как перерыв).
Цезура (когда слово заканчивается на середине стопы, иногда, но не всегда, сопровождается разрывом смысла и пунктуацией) может использоваться для разделения строки на две части и позволяет поэту варьировать основной метрический шаблон, с которым он работает. Когда цезура соотносится с разрывом смысла, в чтении следует сделать небольшую паузу.
Здесь также следует кратко упомянуть о менее известном жанре — древнем романе или художественной прозе. До нас дошли два таких древнеримских романа: «Сатирикон» Гая Петрония (1 век н. э.) и «Золотой осел» (или «Метаморфозы») Луция Апулея (2 век н. э.).
Римская литература, написанная после середины 2-го века н. э., часто подвергается пренебрежению и в значительной степени игнорируется, а средневековая латынь обычно отвергалась как «Собачья латынь». Однако еще долгое время после падения Римской империи латинский язык продолжал играть центральную роль в западноевропейской цивилизации.
Основные авторы:
- Катулл (лирический и элегический поэт, 1 век до н. э.);
- Вергилий (эпический и дидактический поэт, 1 век до н. э.);
- Гораций (лирический поэт и сатирик, 1 век до н. э.);
- Овидий (дидактический и элегический поэт, 1 век до н. э. – 1 век н. э.);
- Сенека Младший (трагический драматург и сатирик, 1 век н. э.);
- Лукан (эпический поэт, 1 век н. э.);
- Ювенал (сатирик, 1-2 век н. э.);
- Плиний Младший (корреспондент, 1-2 век н. э.).
Как вы считаете, материал был полезен?