Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
«Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли». Кто сказал эти слова?
54

«Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли». Кто сказал эти слова?

Содержание:




Умение подтвердить собственные тезисы высказываниями известных людей ценится при проверке экспертами экзаменационных сочинений. Однако важно не только привести цитату, но и правильно указать ее автора.

Чья цитата: "Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли"? Разберемся и поразмышляем над ее значением. 

Л. Н. Толстой о писательском труде

Итак, цитата принадлежит знаменитому отечественному классику, известному и почитаемому во всем мире. Многие его афористичные утверждения связаны с характеристикой стиля писателей. Лев Николаевич чрезвычайно трепетно относился к творчеству и считал, что человек, выбирая профессию художника слова, должен уметь доносить до читателя свои идеи четко и понятно. 

Не случайно однажды Толстой в шутку произнес: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог». Отметим, что в каждой шутке есть доля правды: автор произведения, если он хочет что-то сказать миру, должен нести ответственность за верный выбор слова. Однако только ли художественных произведений это касается?

неясность слова есть неизменный признак неясности мысли



Что нужно обязательно упомянуть в написании сочинения на данную тему? 

Возможна ли эта тема на ОГЭ? Да, в качестве сочинения на нравственную тематику задание «Объясните, свое понимание высказывания «Неясность слова есть неизменный признак неясности» мысли» вполне вероятно. 

Обратим внимание на ключевые слова: «неясность», «слово», «мысль». На лицо тесная связь между ними: мысль должна быть выражена в предложении, составленном из слов. Античные философы, говоря о правилах риторики, предъявляли к речи выступающего требования ясности и точности выражения идеи. Точность речи предполагает употребление слов в соответствии с их семантикой. 

Неправильный выбор лексического оформления может привести к двум последствиям:

  1. Слушающий неправильно поймет (или вообще не поймет) говорящего.
  2. Текст продемонстрирует низкую речевую культуру выступающего.

В основе неумения донести свой тезис до аудитории лежат разные причины:

  • Беден лексикон, лишающий автора возможности отыскать в богатом словаре языка наиболее яркие и образные выражения.
  • В речевом багаже отсутствует пласт книжных слов, преобладание разговорных и жаргонных лексем мешают точному высказыванию.
  • Слабое знакомство с темой выступления, незнание терминологии, попытка заменить термин описательными неточными оборотами.

Эти недостатки преодолимы. Пополнить лексический багаж можно, читая произведения классической литературы, обращаясь к словарям за истолкованием непонятных выражений. Чтение развивает речь, обогащает ее образными выражениями, расширяет кругозор. 

Возьмите за правило не говорить о том, в чем недостаточно разбираетесь, вначале изучите предмет досконально, познакомьтесь с терминологией. 

Старайтесь, создавая собственный текст, добиваться ясности высказывания, не употребляйте слишком громоздких предложений и вычурных оборотов — это снижает качество сочинения. 

Поделитесь в социальных сетях:
12 октября 2023, 12:16


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».