Умение подтвердить собственные тезисы высказываниями известных людей ценится при проверке экспертами экзаменационных сочинений. Однако важно не только привести цитату, но и правильно указать ее автора.
Чья цитата: "Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли"? Разберемся и поразмышляем над ее значением.
Л. Н. Толстой о писательском труде
Итак, цитата принадлежит знаменитому отечественному классику, известному и почитаемому во всем мире. Многие его афористичные утверждения связаны с характеристикой стиля писателей. Лев Николаевич чрезвычайно трепетно относился к творчеству и считал, что человек, выбирая профессию художника слова, должен уметь доносить до читателя свои идеи четко и понятно.
Не случайно однажды Толстой в шутку произнес: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог». Отметим, что в каждой шутке есть доля правды: автор произведения, если он хочет что-то сказать миру, должен нести ответственность за верный выбор слова. Однако только ли художественных произведений это касается?
Что нужно обязательно упомянуть в написании сочинения на данную тему?
Возможна ли эта тема на ОГЭ? Да, в качестве сочинения на нравственную тематику задание «Объясните, свое понимание высказывания «Неясность слова есть неизменный признак неясности» мысли» вполне вероятно.
Обратим внимание на ключевые слова: «неясность», «слово», «мысль». На лицо тесная связь между ними: мысль должна быть выражена в предложении, составленном из слов. Античные философы, говоря о правилах риторики, предъявляли к речи выступающего требования ясности и точности выражения идеи. Точность речи предполагает употребление слов в соответствии с их семантикой.
Неправильный выбор лексического оформления может привести к двум последствиям:
- Слушающий неправильно поймет (или вообще не поймет) говорящего.
- Текст продемонстрирует низкую речевую культуру выступающего.
В основе неумения донести свой тезис до аудитории лежат разные причины:
- Беден лексикон, лишающий автора возможности отыскать в богатом словаре языка наиболее яркие и образные выражения.
- В речевом багаже отсутствует пласт книжных слов, преобладание разговорных и жаргонных лексем мешают точному высказыванию.
- Слабое знакомство с темой выступления, незнание терминологии, попытка заменить термин описательными неточными оборотами.
Эти недостатки преодолимы. Пополнить лексический багаж можно, читая произведения классической литературы, обращаясь к словарям за истолкованием непонятных выражений. Чтение развивает речь, обогащает ее образными выражениями, расширяет кругозор.
Возьмите за правило не говорить о том, в чем недостаточно разбираетесь, вначале изучите предмет досконально, познакомьтесь с терминологией.
Старайтесь, создавая собственный текст, добиваться ясности высказывания, не употребляйте слишком громоздких предложений и вычурных оборотов — это снижает качество сочинения.
Как вы считаете, материал был полезен?