Как политическая система, демократия, началась в греческом городе-государстве Афины в 510 году до н. э. под руководством Клисфена, афинского юриста и реформатора. Некоторые исследователи утверждают, что демократия возникла гораздо раньше в республиках древней Индии, где группы людей принимали решения путем дискуссий и дебатов.
Право голоса
Только свободные взрослые мужчины, которые были коренными гражданами Афин – около 10 % населения – могли голосовать в условиях ограниченной демократии. Женщины, дети, рабы и иностранцы были отстранены от участия в принятии политических решений. Женщины не имели ни политических прав, ни политической власти. Аристотель в книге «О хорошей жене», написанной в 330 году до н. э., заявил, что хорошая жена стремится «повиноваться своему мужу, не обращая внимания на общественные дела и не принимая никакого участия в организации браков своих детей».Спорная демократия
Древние Афины также зависели от многих явно недемократических практик. Рабство имело важное значение для функционирования общества. Рабы выполняли большую часть повседневной работы в качестве поваров, горничных, шахтеров, носильщиков и работников ремесленного производства. Практика остракизма позволяла гражданам отправлять человека в изгнание на десять лет без апелляции. Женщины практически не имели никаких политических прав любого рода и находились под контролем мужчин почти на каждом этапе своей жизни.
В Афинах и Спарте существовали значительные различия в ролях женщин. Афинские женщины не могли владеть собственностью и не имели доступа к деньгам, в то время как женщины в Спарте могли владеть собственностью, наследовать богатство, могли получить образование и поощрялись к занятиям физической активностью.
Принципы первой демократии
«Первая демократия» Афин, какой бы ограниченной она ни была, действовала на основе двух принципов, новых в мировой истории, а именно: «мы все знаем достаточно, чтобы вместе решать, как управлять нашей общественной жизнью, и что никто не знает достаточно, чтобы отнимать у нас решения». Эта система имела семь особенностей, которые на протяжении веков стали основой для усилий людей по созданию демократически самоуправляемых сообществ, организаций и наций:
Свобода от тирании:
- Верховенство закона, применяемое в равной степени ко всем гражданам;
- Гармония (люди, коллективно придерживающиеся верховенства закона, принимают факт того, что люди разные);
- Равенство между людьми в целях управления;
- Гражданская мудрость, основанная на человеческой способности «воспринимать, рассуждать и судить»;
- Активные дебаты для аргументации в условиях неопределенности;
- Общее образование, предназначенное для подготовки всех граждан к участию в общественной и политической жизни.
Политическая практика афинской демократии имеет отношение к пониманию того, как демократия функционировала в древнем мире. Несмотря на серьезные ограничения, в системе управления древних афин было гражданское участие, право голоса и законодательные органы (Ассамблея и Совет 500). Существовала конституция и предполагалось верховенство закона под председательством магистратов и присяжных заседателей, состоящих из зажиточных граждан.
Как обстояли дела в других частях Греции
Демократия была не единственной формой правления среди городов-государств Древней Греции. В Фивах, как и в других городах-государствах, небольшая группа аристократов-землевладельцев (известных как «олигои» или «немногие») управляла сообществом, формой правления, называемой «Олигархия» (или Правление немногих). Существовали также монархия (правление одного человека, унаследовавшего должность по рождению) и тирания (правление лидера, захватившего власть).
Смотри также:
Как вы считаете, материал был полезен?