Группы ошибок в использовании однородных членов предложения
Для удобства восприятия можно разделить основные сложности правильного употребления однородных членов предложения (ОЧП) на несколько групп.
- Неграмотное употребление союзов с ОЧП.
- Пропуск предлогов с ОЧП.
- Лексические (семантические) ошибки – соединение разных по объему и качеству понятий однородной (т.е. «равноправной») связью.
- Неправильное употребление форм слов.
- Синтаксические ошибки.
Неграмотное употребление союзов с однородными членами предложения
Правило № 1. Употребление союза «и»
Союз «и» ставится или один раз, связывая два последних понятия, или ставится перед каждым однородным членом. Возможно также попарное соединение ОЧП.
Пример
- Типография печатала и книги, и журналы, и газеты.
- Типография печатала книги, журналы и газеты.
- Типография печатала книги и журналы, газеты и листовки.
В данном случае союз можно опустить совсем, соединив ОПЧ только запятыми.
Ошибка! Типография печатала книги и журналы, газеты, листовки.
Правило № 2. Употребление сложных (составных) союзов
Не зря в школе заучивают сложные союзы: чтобы выстроить грамотное предложение, необходимо использовать такие словосочетания полностью, не теряя их части.
Запомните!
Разделительные союзы |
|
Противительные союзы |
|
Пример
- Типография печатала не только книги, но и журналы.
- Типография печатала как книги, так и журналы.
Ошибка! Типография печатала не только книга, а еще и журналы.
Пропуск значимых предлогов
Ошибка № 1. Разные предлоги с ОЧП
Правило! Однородные существительные и прилагательные чаще всего стоят в одном падеже, но могут управляться разными предлогами. Это актуально, в основном, для предложного падежа. В таком случае употребление предлогов является обязательным!
Пример
- В садах и на полях растаял снег.
Не верно! В садах и полях растаял снег.
Ошибка № 2. Когда пропуск предлогов создает двусмысленность.
Такая ошибка возникает, в основном, когда в предложении есть однородные дополнения.
Пример
- Типография печатала учебники по физике и по химии.
Не верно! Типография печатала учебники по физике и химии.
В таком случае образовалась двусмысленность: либо типография печатала два вида учебников, либо она печатала комбинированный учебник по двум предметам.
Лексические ошибки
Лексические (семантические) ошибки – соединение разных по объему и качеству понятий однородной (т.е. «равноправной») связью
Правило № 1
Однородными могут быть слова, не пересекающиеся между собой и не являющиеся родовыми и видовыми понятиями. Родовое понятие может выступать только в качестве обобщающего слова, оно не встает в ряд с ОЧП.
Пример
- В типографии отгружались печатные издания: газеты, журналы, книги.
Ошибка! В типографии отгружались книги, газеты, печатные издания и журналы.
Правило № 2
ОЧП могут быть понятия, которые можно сопоставить логически.
Пример
- Типография отметила качество и скорость печати.
Ошибка! Типография отметила качество печати и Марию Ивановну.
Правило № 3
Слово, от которого задается вопрос к ОЧП должно быть грамматически и семантически связано со всей линейкой однородных понятий в предложении.
Пример
- Надо реагировать на требования и замечания коллектива.
Ошибка! Надо реагировать на требования и мнение коллектива.
На мнение обычно не «реагируют», а «учитывают» его.
Грамотное использование таких словосочетаний и понимание тонких лексических нюансов – показатели уровня владения русским языком.
Неправильное употребление форм слов
Правило № 1. Предпочтительно употребление одинаковых морфологических форм в качестве ОЧП
Можно привести много примеров, опровергающих это правило, но они чаще всего являются авторскими и ситуативными.
Пример
- Это был высокий, со стройной фигурой молодой человек.
В данном случае автор подчеркивает, что прилагательное «высокий» и сочетание слов «со стройной фигурой» объединяются значением (семантическим полем) слова «молодой».
Внимание! Это не является ошибкой, но использование такого приема требует определенных знаний и навыков.
Правило № 2. Нельзя объединять в качестве однородных определений краткие и полные формы прилагательных или причастий.
Правильно в этом случае использовать или краткую, или полную форму.
Пример
- Он был добр, ласков и нежен.
- Он был добрым, ласковым и нежным.
Ошибка! Он был добр, ласковым и нежным.
Правило № 3. Обобщающее слово и однородные члены предложения должны употребляться в одной падежной форме.
Пример
- Автор работает над двумя книгами: над «Золотом инков» и над «Вождем краснокожих».
Ошибка! Автор работает над двумя книгами: «Золото инков» и над «Вождем краснокожих».
Синтаксические ошибки в употреблении однородных членов предложения
Правило №1. В качестве однородных могут выступать только одинаковые синтаксические конструкции.
Пример
- Школьник, опоздавший на урок и плохо учившийся, был выгнан из класса.
- Школьник, который опоздал на урок и который плохо учился, был выгнан из класса.
Ошибка! Школьник, опоздавший на урок и который плохо учился, был выгнан из класса.
В одном предложении в качестве однородных могут выступать пара причастных оборотов или пара придаточных определительных. Не допускается соединение придаточного определительного и причастного оборота.
Правило № 2. Конструкции предложений, в которых управляемое одним из ОЧП слово может быть отнесено и другому ОЧП допустимы только при соблюдении логической и лексической целостности.
Речь идет об одном из самых частых «ляпов» в школьных сочинениях. Именно такие примеры приводятся в качестве абсурдных ошибок юных авторов.
Пример
- Жильцы требовали ликвидации протечек и разрывов труб.
В данном примере слово «ликвидация» лексически грамотно относится и к слову «протечки», и к слову «разрывы». Также слово «трубы» одинаково и семантически верно связано со словами «протечки» и «разрывы».
Ошибка!
- Жильцы требовали ликвидации протечек и ремонта.
Значение: жильцы требовали ликвидации ремонта.
Ошибка!
- Жильцы требовали ликвидации протечек и последствий метели.
И в этом случае предложение стало двусмысленным.
Жильцы требуют ликвидации протечек метели и ликвидации последствий метели.
Правильно! Жильцы требовали ликвидации протечек труб и последствий метели.
Смотри также:
Как вы считаете, материал был полезен?