Вход   →

Тема Родины в творчестве Есенина

22 февраля 2019

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.

1914 г.

 

    Лирика Есенина от первой до последней строчки буквально пропитана любовью к Родине. О чем бы ни писал поэт, во всем сквозит то трепетное любование русским пейзажем, то изъедающая душу тоска по чистоте деревенского быта, то боль по уходящей крестьянской Руси. Но даже в последних произведениях, пронизанных горечью от утраты милого сердцу образа Родины, напевность, образность стиха излучала нежность, свет, как только речь заходила о березовых рощах или луговых травах.



    Тональность темы менялась в разные периоды творчества. И это неудивительно, ведь становление поэта происходило на сломе эпох, когда, казалось, все перевернулось с ног на голову. Исторический водоворот затянул Есенина в воронку стремительно меняющихся событий. И лишь обостренное чувство Родины всегда оставалось главным и всеобъемлющим до последних дней поэта.


    Родившийся и выросший в российской глубинке, воспитанный в крестьянской семье, Есенин чувствовал острую связь с природой малой родины, с рязанскими просторами. Образ Родины формировался среди запорошенных берез и сыплющих снегом черемух, под журчание ручьев и песни лесных птиц. Именно этот образ Родины, неразрывно слитый с природой, пронесет поэт через всю жизнь от самых первых стихотворений («Береза» 1913 г., «Гой ты, Русь, моя родная» 1914 г.) до произведений последнего года жизни («Я иду долиной. На затылке кепи», «Сестре Шуре» 1925 г.). М Горький говорил, что Есенин создан природой именно для поэзии, любви ко всему живому. Другой современник Есенина, А. Толстой, отмечал, что даже фамилия поэта созвучна языческим корням. В ней слышится осень, щедрость плодородной земли, деревенские праздники.

 

    Вошел в мир большой литературы Есенин именно с лирикой, пронизанной любовью к патриархальной деревне, крестьянскому укладу. А. Блок первым из именитых литераторов услышал стихи молодого поэта и рекомендовал Есенина С. Городецкому, представлявшему в те годы «деревенскую лирику». Городецкий, услышав первые строки стихов новоявленного поэта, понял, «какая радость пришла в русскую поэзию». Явление Есенина он сравнил с праздником песни. С тех пор мотив родной природы, патриархальных деревень, среднерусского пейзажа, рязанских раздолий был основным и главным в творчестве певца «страны березового ситца».

 

    Война, а затем и революция, вырвавшая мужиков из мирного быта, внесла в стихи поэта тревожные нотки. Певец деревни почувствовал в новых веяниях угрозу всему, что так дорого, в чем поэт черпал силы и вдохновение. Есенин был убежден, что именно крестьянин —  носитель и творец истинной русской духовности, культуры. В годы революционного становления основы этой духовности были подорваны. Мужик бросил соху и косу, взял винтовку.


    Появляются стихотворения, в которых отражаются метания поэта, попытка понять и принять новое, пришедшее на его родную землю, перекроившее привычный уклад общества —  большевизм («Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик» 1918 г.). Современники, привыкшие к напевному есенинскому слову, вслушивались в рваный ритм, восторженные приветствия нового строя, кощунственные для вчера еще глубоко патриархального поэта богоборческие строчки. Одни вслушивались и не верили в искренность слов, подозревая Есенина в попытке подстроиться под новые ритмы и лозунги времени. Другие приветствовали нового «коммунистического поэта». Но мало кто понял тогда истинную неизбывную боль Есенина, познавшего истину: его любимой деревенской Руси больше нет, она уничтожена, убита, разграблена. В 1920 году в стихотворении «Я последний поэт деревни» Есенин переплетает судьбу деревенской Руси со своею, пророча собственную смерть вслед за утратой милого образа любимой Родины. 



    Спустя 4 года Есенин приехал на малую родину —  в с. Константиново. Все его пророчества сбылись: теперь в ризах не образа, а «календарный Ленин», родных мест поэт не смог узнать, как и не признал в проходившем мимо старике своего деда. Тоска и безысходность по родным людям и местам, ставшим такими чужими, далекими, вызывают у поэта слезы. В том же году, в стихотворении «Русь советская» поэт признает, что он никому не нужен в когда-то воспетой им деревне, да и в стране этой, которую он любовно называл
«голубая Русь» он, по сути, иностранец.


    А ведь когда-то он связывал надежды с новым строем: мечтал о том, что жизнь в деревне станет легче. Сын крестьян, он не понаслышке знал, насколько тяжела жизнь простого мужика. Но разочарование настигло его, когда он увидел: жизнь односельчан стала еще хуже, чем при барщине. И, хотя поэт поклялся отдать «душу октябрю и маю», он заявляет о верности своей лире. Её-то он никогда никому не отдаст, чтобы вечно воспевать «шестую часть земли с названьем кратким «Русь».


    «Русь уходящая» —  еще один манифест, где поэт очередной раз признается: ему не угнаться за стройными рядами новых поколений. Он мучается от своей непричастности к новому, но понимает, что ему не место в этом обществе. Эту боль не забыть и не заглушить вином.


    Не раз еще Есенин предпринимал попытки понять новую жизнь, разобраться в себе, сесть «за Маркса и Ленина», призывал свою «озорливую душу запеть по-зрелому». В тот период Есенин еще не теряет надежду, допускает мысль, что сможет вдохновиться жизнью нового села. Но все дело в том, что «рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, была моя страна» («Мой путь 1925). Нет больше той страны – «…словно тройка коней оголтелая прокатилась во всю страну. Напылили кругом. Накопытили» («Несказанное, синее, нежное» 1925).


    За несколько месяцев до трагической гибели в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенин признается, что через всю жизнь пронес верность Родине, даже «теснимый новью», он остался поэтом «золотой бревенчатой избы». И в который раз возникает мотив близкой смерти – поэт просит о возможности тихо умереть на любимой Родине.

 

    Е. Евтушенко писал, что природу Есенин чувствовал «одним из воплощений себя самого». От образов одинокого клена или рыжего месяца образ Родины разрастался до размеров Вселенной, которую Есенин так же очеловечивал, как и все живое вокруг.

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.