25.10.2019

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Переход к рынку

Период перестройки по праву считается наиважнейшим этапом в жизни государства. Опуская субъективные суждения историков об этом периоде, можно отметить, что в данной фазе (1985-1991) был положен переход планового ведения хозяйства к рыночной экономике. Необходимые условия для применения таких коренных изменений состоят во введении свободного предпринимательства, создания многообразия форм собственности, а также ограничения роли государства в хозяйственной деятельности индивидуумов.

С принятием доктрины «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» в 1990 году в практике стали использоваться такие понятия, как «аренда», «акционерное общество (АО)», «частный сектор экономики».

Развитие рыночной экономики, посредством реформирования, происходило медленно и непоследовательно. Результат таких действий был отражен торможением развития экономического сектора в государстве, а также являлся катализатором кризиса.  

Экономическая ситуация в России 1990-х гг. 

Необходимость проведения модернизации социалистической экономики руководством России было обусловлено внутриэкономической обстановкой в государстве. Единственным эффективным методом противодействия глубокому финансовому кризису, инфляции (обесценивание денежной массы) и истощенному золотовалютному запасу было применение политического рычага – «шоковой терапии». Использование такого радикального метода влияния было обусловлено мнением идеологов экономических реформ 1990-х гг. таких как Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс.  Их позиция гласила, что постсоветская экономика не может быть модернизирована или усовершенствована, а подлежит лишь «демонтажу». Программа «демонтажа» включала, как ликвидацию командно-административной системы управления, так и ликвидацию старой экономической системы в целом.  

Этапы реформы:

Базисом «шоковой терапии» послужили либерализация цен (2 янв. 1992 г.) и проведение тотальной приватизации (1 окт. 1992 г.).  Применение именно таких методов, по мнению властных структур, предстояло снижение инфляции до здорового уровня, создание равновесия между спросом и предложением, а также увеличение доли частного сектора экономики, что в итоге создало бы должную перспективу для перехода всего хозяйства на путь совершенной рыночной экономики.

Следующим важным шагом был указ «О свободе торговли» (29 янв. 1992 г.). С подписанием этого документа в сфере торговых отношений все граждане Российской Федерации получали право на ведение предпринимательской деятельности. Последствия указа отразились на сокращении объемов производства. Такая корреляция произошла по причине того, что подписание документа побудило массы к смене рода занятий и переходу к торгово-посредническим операциям.

Следующей волной непредвиденных обстоятельств для реформаторов послужили проблемы наводнения рынка зарубежной продукцией, которая создавала высокую конкуренцию отечественным производителям. Сформированный военно-промышленный комплекс не остался не затронутым, в ходе сложившейся ситуации в стране претерпевает снижение производства, в частности и из-за высокого оттока квалифицированных кадров. Решение проблемы посредством вливания зарубежного капитала в молодую экономику не привело к успеху. Из оговоренного кредита в 24 миллиарда долларов от западных государств России выделили лишь половину. К тому же этот капитал по договору перетекал обратно к заёмщикам, так как Российская Федерация обязывалась осуществлять закупки у своих же кредиторов.

Итоги за год реформирования не могут обнадёживать. Произошел значительный рост цен (~ 20 раз), обесценивание вкладов граждан, а также кризис «неплатежей» охватил большую часть предприятий во всем государстве. Следствием этих проблем является порождение новых, а именно удержание или невыплата заработной платы, пенсии и стипендий. Проблема безработицы и нерешенность вопроса касательно жилья граждан приобрели новый виток. Нестабильная ситуация дала возможность развитию таким финансовым мошенничеством, как «МММ», «Хопёр-инвест» и др.

Недооценка проблем при политике приватизации привело к концентрации предприятий в руках малой группы лиц, цель которых была достичь максимальной прибыли от производства, а не его ведение. 

По оценкам аналитиков от 35 до 65% людей проживающих в России находились за чертой бедности. Так в сравнении в 1994 году средний уровень жизни снился в 2 раза по отношению с 1990.  

Аграрный сектор не остался в стороне, примененные в нем нововведения в виде новых форм собственности (акционерное общество АО, общество с ограниченной ответственностью ООО и др.) не привели к успеху. В сельской местности все также наблюдался постоянный отток граждан в город, причинами тому послужили дефицит агротехники, минеральных удобрений и т. п. 

Изображая данные в цифрах можно отметить, что по состоянию на начало 1996 год 13% угодий принадлежало государству; 61% – коллективным хозяйствам; 11% – находилось в личной собственности, а 14% вовсе не использовалось.    

Отдельную проблему при построении новой экономической модели историки выделяют, как «разгул криминалитета». С укоренением антиобщественных групп происходит передел собственности, все более открытую форму приобретает коррупция. В историю России 1990-е вошли, как период криминальных войн, цель которых передел государственной собственности и контроль над частными предприятиями.  

На смену команде реформатора Гайдара пришло правительство В. Черномырдина. Так в период его работы над российской экономикой (1993-1998 гг.) в России отмечается некоторая стабильность во всех сферах жизни общества. За счет экспорта сырья удается приостановить инфляцию, что также положительно повлияло на замедление падения производства. Происходит снижение безработицы и темпов потребительских цен. Но все же ситуация в государстве не принимает стабильный облик, и вскоре происходит финансово-экономический кризис.

1998 г. для России характеризуется годом, в период которого в стране произошел дефолт (невыполнение обещанных обязательств по кредитам, как следствие банкротство). Аналитики отмечаю, что причиной этому послужил завышенный курс валюты. Также в 1998 году происходит масштабное падение производства (в пределах ~ 50%), курс валюты падет, большее количество предприятий оказались на грани существования.

Проведенные реформы в период 1990-х не стабилизировали обстановку в государстве, что привело к значительному росту напряженности в массах. Усугубляло ситуацию и огромное количество безработных, которых насчитывалось близко 9 миллионов человек. Итог таких реформ не заставил себя долго ждать. В стране прокатилась волна массовых забастовок и митингов в знак протеста к властным органам. Взять под контроль весь экономический крах системы смогло правительство Е. Примакова(1999 г.). При новом руле власти социально-экономическая ситуация начинает постепенно налаживаться, преодолена проблема бюджетного дефицита. Нельзя не отметить и факт удорожания сырья на мировом рынке, что лишь помогло России в сложной экономической конъюнктуре. По-прежнему уровень жизни граждан страны оставался на сравнительно невысоком рубеже.        

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.